Права и обязаности пациентов
Правила информирования пациентов об их правах и
обязанностях
1. Цель: соблюдение
прав пациента и его законного представителя
во время оказания медицинских
услуг.
2. Область
применения: Все
структурные подразделения. Правила распространяются на всех сотрудников,
пациентов и их законных
представителей.
3. Ответственность: Все
сотрудники, пациенты и их законные представители.
Термины,
определения и сокращения:
В
Правилах применяются следующие определения:
1) пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских
услуг;
2) представитель пациента – лицо, как юридическое так и физическое, совершающее
действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном
действующим законодательством Республики Казахстан;
3) медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих
лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья
населения;
4) медицинский персонал – врачи, медицинские сестры;
5) информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного
представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе
полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для
пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства,
связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических,
экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах
медицинской помощи и связанных с ними последствиях и
риске.
4.
В настоящих
Правилах применяются следующие сокращения:
ГОБМП
– гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
5. Ресурсы:1) стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя;2) памятка о правах и обязанностях пациента.
6. Документирование:
Медицинская карта стационарного больного – подпись об ознакомлении с правилами
нахождения в стационаре (описаны права и обязанности пациента).
Описание
правил:
Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и
обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания
пациента в приемном покое или перед получением медицинских
услуг.
7.1.Права
и обязанности пациентов:Пациенты имеют право на:
1)
получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в
соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а
также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы
добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
2)
обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в
рамках ГОБМП;
3)
достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное
отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны
сотрудников;
4)
получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских
критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
5)
предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет
оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего
распорядка;
6)
при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме
информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное
согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для
пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных
рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и
диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от
лечебных или диагностических процедур;
7)
получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о
диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме,
а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую
организацию;
8)
на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном
средстве;
9)
принимать участие в принятиях решений касательно лечения;
10)
ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и
копию медицинских тестов (по просьбе пациента);
11)
выбор или замену врача;
12)
получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и
рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье;
13)
сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это
допустимо);
14)
облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень
медицинских технологий;
15)
получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение
консилиума;
16)
отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц
(курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур;
17)
защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также
общественными объединениями в пределах их компетенции;
18)
предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в
понимании деталей медицинского ухода (лечения);
19)
предъявление жалоб, предоставление предложений и комментариев по
предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и
предложений;
20)
получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов
независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через
другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного
лечения/диагностики до начала процедур;
21)
определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его
здоровья;
22)
если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в
состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его
законному представителю;
23)
иные права,
предусмотренные
законодательством
Республики Казахстан.
7.2.Обязанности
пациента:В обязанности пациента и его законного представителя
входит:
1)
уважать нормы и правила медицинской организации;
2)
принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
3)
проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и
тактичность;
4)
сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения
заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и
лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское
вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
5)
своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего
здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения
заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на
них;
6)
пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после
получения информации о последствиях этих решений;
7)
соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу,
сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской
помощи;
8)
не совершать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную,
конфиденциальную информацию пациентов;
9)
соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или
любого другого правила по общественной безопасности;
10)
убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут
погашены своевременно;
11)
в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев;
12) выполнять
иные обязанности, предусмотренные
законодательством Республики Казахстан.
7.3.Правонаотказ от
медицинской помощи:
1)
При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в
доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
2)
Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется
записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным
представителем, а также медицинским работником;
3)
В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа
от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в
медицинской документации и подписывается медицинским работником.
4)
При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица
от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская
организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для
защиты их интересов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О
здоровье народа и системе здравоохраненияКодекс Республики Казахстан от 18
сентября 2009 года № 193-IVСтатья 91. Права пациентов
1.
Помимо прав, указанных в статье 88 настоящего Кодекса, пациент обладает
следующими правами на:
1)
достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное
отношение к своим культурным и личностным ценностям;
2)
медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе
медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных
факторов;
3)
выбор, замену врача или медицинской организации;
4)
поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей
религиозных объединений;
5)
облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень
медицинских технологий;
6)
получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение
консилиума;
7)
иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.
2.
Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях,
оказываемых услугах, стоимости платных услуг, а также о порядке их
предоставления. Информация о правах пациента должна быть размещена в местах
наглядной агитации медицинских организаций.
При
поступлении в медицинскую организацию пациенту должны быть представлены сведения
об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать ему медицинские
услуги, а также о правилах внутреннего распорядка медицинской
организации.
3.
Медицинская помощь должна предоставляться после получения информированного
устного или письменного добровольного согласия пациента.
4.
При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию
о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах
предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях
отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий
в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или
перевода в другую медицинскую организацию.
5.
Пациент может назначить лицо, которому следует сообщить информацию о состоянии
его здоровья. Отказ пациента от получения информации оформляется письменно и
включается в медицинскую документацию.
6.
Информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские
основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не
принесет пользы, но причинит пациенту серьезный вред. В этом случае данная
информация сообщается супругу (супруге) пациента, его близким родственникам или
законным представителям.
7.
Пациенты, получающие медицинскую помощь в условиях клинических баз организаций
образования в области здравоохранения, имеют право отказаться от участия в
учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц при проведении
лечебно-диагностических процедур.
8.
Защита прав пациентов осуществляется органами, организациями здравоохранения, а
также общественными объединениями в пределах их компетенции.
9.
При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию
о назначаемом лекарственном средстве.
10.
Граждане, вступающие в брак, имеют право на медицинское и медико-генетическое
обследование.