Права и обязаности пациентов

Правила информирования пациентов об их правах и обязанностях   
          
1. Цель: соблюдение прав пациента и  его законного   представителя   во   время   оказания   медицинских   услуг.            
2. Область применения: Все структурные подразделения. Правила распространяются на всех сотрудников, пациентов и их законных представителей.             
3. Ответственность: Все сотрудники, пациенты и их законные представители.
Термины, определения и сокращения:
В Правилах применяются следующие определения:
  1) пациент – физическое лицо, являющееся потребителем медицинских услуг;
  2) представитель пациента – лицо, как юридическое так и физическое, совершающее действия от имени пациента в силу полномочий и в порядке, установленном действующим законодательством Республики Казахстан;
  3) медицинская услуга – комплекс диагностических и лечебных услуг, включающих лекарственную услугу, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения;
  4) медицинский персонал – врачи, медицинские сестры;
  5) информированное согласие – добровольное согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство высокого риска, данное им на основе полученной от лечащего врача полной и всесторонней информации в доступной для пациента форме изложения о цели, характере, способах данного вмешательства, связанном с ним вероятном риске и возможных медико-социальных, психологических, экономических и других последствиях, а также возможных альтернативных видах медицинской помощи и связанных с ними последствиях и риске.     

4. В настоящих Правилах применяются следующие сокращения:
 ГОБМП – гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. 

5. Ресурсы:1)  стенды с описание прав и обязанностей пациента/законного представителя;2) памятка о правах и обязанностях пациента.                 

6.  Документирование: Медицинская карта стационарного больного – подпись об ознакомлении с правилами нахождения в стационаре (описаны права и обязанности пациента).

Описание правил:
                  Медицинский персонал предоставляет информацию о правах и обязанностях пациентов в устной и/или в печатной форме во время пребывания пациента в приемном покое или перед получением медицинских услуг.                  
7.1.Права и обязанности пациентов:Пациенты имеют право на:
1) получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Республики Казахстан, а также дополнительные услуги сверх ГОБМП за счет собственных средств, системы добровольного страхования и иных незапрещенных источников;
2) обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в рамках ГОБМП;
3) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям со стороны сотрудников;
4) получение медицинской помощи, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
5) предоставление сведений об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка;
6) при проведении инвазивных медицинских услуг, заполнения в письменной форме информированного добровольного согласия пациента. Письменное информированное согласие подписывается пациентом после объяснение врачом, в доступной для пациента форме, запланированной инвазивной процедуры, включая данные о возможных рисках, преимуществах выбранной процедуры, альтернативных методах лечения и диагностики, а также получения сведения о возможных последствиях отказа от лечебных или диагностических процедур;
7) получение исчерпывающей информации о состоянии своего здоровья, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию;
8)  на получение исчерпывающей информации о назначаемом лекарственном средстве;
9)          принимать участие в принятиях решений касательно лечения;
10)      ознакомление с результатами обследования. Получение медицинского заключения и копию медицинских тестов (по просьбе пациента);
11)      выбор или замену врача;
12)      получение после выписки краткой письменной информации, включающий план лечения и рекомендации, разъясняющие, как заботиться о своем здоровье;
13)      сопровождение со стороны законных представителей (в тех отделениях, где это допустимо);
14)      облегчение боли в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
15)      получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
16)      отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц (курсантов) при проведении лечебно-диагностических процедур;
17)      защиту прав осуществляемыми органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции;
18)      предоставление переводчика (по возможности), если имеется языковой барьер в понимании деталей медицинского ухода (лечения);
19)      предъявление жалоб, предоставление предложений  и комментариев по предоставляемым услугам через Службу поддержки пациентов или книгу жалоб и предложений;
20)      получение, по просьбе пациента, детализацию счета, с объяснениями всех расходов независимо от того, оплачиваете ли пациент услуги самостоятельно или через другие источники. Получение расчетной стоимости запланированного лечения/диагностики до начала процедур;
21)      определение выбора лица, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья;
22)      если пациент не совершеннолетний или пациент по состоянию здоровья не в состоянии воспользоваться своими правами, то эти права будут представлены его законному представителю;
23)      иные    права, предусмотренные                законодательством                Республики Казахстан.           
7.2.Обязанности пациента:В обязанности пациента и его законного представителя входит:
1)          уважать нормы и правила медицинской организации;
2)          принимать меры к сохранению и укреплению своего здоровья;
3)          проявлять в общении с медицинскими работниками и пациентами уважение и тактичность;
4)          сообщать врачу всю информацию, необходимую для постановки диагноза и лечения заболевания (жалобах, перенесенных заболеваниях, предыдущих госпитализациях и лечениях, а также аллергиях и т.д.), после дачи согласия на медицинское вмешательство неукоснительно выполнять все предписания лечащего врача;
5)          своевременно информировать медицинских работников об изменении состояния своего здоровья в процессе диагностики и лечения, а также в случаях возникновения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо подозрения на них;
6)          пациент несет ответственность за отказ или несоблюдение плана лечения, после получения информации о последствиях этих решений;
7)          соблюдать правила внутреннего распорядка и бережно относиться к имуществу, сотрудничать с медицинским персоналом при получении медицинской помощи;
8)          не совершать действий, нарушающих права других пациентов, уважать личную, конфиденциальную информацию пациентов;
9)          соблюдать правила техники безопасности, включая политику борьбы с курением или любого другого правила по общественной безопасности;
10)      убедиться, что финансовые обязательства перед медицинской организацией будут погашены своевременно;
11)      в экстренных случаях, соблюдать приоритетность экстренных случаев;
12)      выполнять       иные        обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.            
7.3.Правонаотказ от медицинской помощи:
1)        При отказе от медицинской помощи пациенту или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
2)        Отказ от медицинской помощи с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинских документах и подписывается пациентом либо его законным представителем, а также медицинским работником;
3)        В случае отказа от подписания пациентом либо его законным представителем отказа от медицинской помощи осуществляется соответствующая запись об этом в медицинской документации и подписывается медицинским работником.
4)        При отказе законных представителей несовершеннолетнего либо недееспособного лица от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация вправе обратиться в орган опеки и попечительства и (или) в суд для защиты их интересов. 
 __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   
О здоровье народа и системе здравоохраненияКодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IVСтатья 91. Права пациентов
1. Помимо прав, указанных в статье 88 настоящего Кодекса, пациент обладает следующими правами на:

1) достойное обращение в процессе диагностики, лечения и ухода, уважительное отношение к своим культурным и личностным ценностям;
2) медицинскую помощь в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;
3) выбор, замену врача или медицинской организации;
4) поддержку со стороны семьи, родственников и друзей, а также служителей религиозных объединений;
5) облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;
6) получение независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведение консилиума;
7) иные права, предусмотренные законами Республики Казахстан.

2. Пациент имеет право на получение информации о своих правах и обязанностях, оказываемых услугах, стоимости платных услуг, а также о порядке их предоставления. Информация о правах пациента должна быть размещена в местах наглядной агитации медицинских организаций.
При поступлении в медицинскую организацию пациенту должны быть представлены сведения об именах и о профессиональном статусе тех, кто будет оказывать ему медицинские услуги, а также о правилах внутреннего распорядка медицинской организации.

3. Медицинская помощь должна предоставляться после получения информированного устного или письменного добровольного согласия пациента.

4. При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, включая данные о возможном риске и преимуществах предлагаемых и альтернативных методов лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информацию о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую медицинскую организацию.

5. Пациент может назначить лицо, которому следует сообщить информацию о состоянии его здоровья. Отказ пациента от получения информации оформляется письменно и включается в медицинскую документацию.

6. Информация может быть скрыта от пациента лишь в тех случаях, если есть веские основания полагать, что предоставление медицинской информации не только не принесет пользы, но причинит пациенту серьезный вред. В этом случае данная информация сообщается супругу (супруге) пациента, его близким родственникам или законным представителям.

7. Пациенты, получающие медицинскую помощь в условиях клинических баз организаций образования в области здравоохранения, имеют право отказаться от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц при проведении лечебно-диагностических процедур.

8. Защита прав пациентов осуществляется органами, организациями здравоохранения, а также общественными объединениями в пределах их компетенции.

9. При получении медицинской помощи пациент имеет право на исчерпывающую информацию о назначаемом лекарственном средстве.

10. Граждане, вступающие в брак, имеют право на медицинское и медико-генетическое обследование.